КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА « БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»
8 КЛАСС 68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Программа
под руководством В.В. Пасечника,
учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
№ п/п |
№ урока |
Тема урока |
Задачи урока |
Понятийный аппарат |
Оборудование |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
||||||
«Введение.
Науки, изучающие организм человека» (2 часа). |
|
|||||||||||||
1. |
1. |
Биосоциальная
природа человека и науки изучающие его. |
Раскрыть
двойственную природу человека, смысл наук: анатомии, физиологии, гигиены и
психологии. |
Анатомия,
физиология, гигиена, психология. |
|
П.1 определе-ния вопросы стр.8 |
|
|
||||||
2. |
2. |
Становление наук о
человеке. |
Дать понятие об
основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека. |
|
портреты учёных |
П.2 повт.п. 1 |
|
|
||||||
«Происхождение
человека» (3 часа). |
|
|||||||||||||
3. |
1. |
Систематическое
положение человека. |
Повторить
систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ,
привести доказательства эволюции человека, значение рудиментов и атавизмов. |
Рудимент, атавизм,
таксон |
таблица |
П.3 повт. 7кл. п.27,50 |
|
|
||||||
4. |
2. |
Историческое
прошлое людей. |
раскрыть
экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека и
возникновение социальной среды,содействовать
формированию знаний о ходе эволюционного процесса в антропогенезе. |
религия |
фрагмент
видеофильма |
п.4 |
|
|
||||||
5. |
3. |
Расы человека |
повторить признаки
вида, раскрыть биологическую и социальную составляющую рас. |
нация, народ, расы,
расизм, народность |
таблица, рисунки |
п.5 основные положения
гл.2 |
|
|
||||||
«Строение
организма» (4 часа). |
|
|||||||||||||
6. |
1. |
Общий обзор
организма человека. |
дать понятие об
уровнях организации человеческого организма, плане его строения. Топографии
внутренних органов, полостях тела, системах органов. |
уровни организации,
орган, система органов, гормоны |
торс человека
муляж, таблицы |
п.6 повт. строение клетки |
|
|
||||||
7. |
2. |
Клеточное строение
организма. |
показать единство
органического мира; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить
химический состав клеток; повторить деление клеток. |
обмен веществ,
ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость, внешняя и
внутренняя среда |
картофель, тёрка,
стакан, перикись водорода; табл. «Строение клетки». |
п.7 табл. стр.33 |
|
|
||||||
8. |
3. |
Ткани:
эпителиальные, соединительная и мышечная. Лаб. работа №1:
«Ткани организма человека» |
раскрыть основные
понятия, познакомить с основными
типами тканей и их локализацией в организме; закрепление умения
работать с микроскопом. |
ткань, орган, тканевая
жидкость, межклеточное вещество |
таблица |
п.8 до нервн. |
|
|
||||||
9. |
4. |
Нервная ткань.
Рефлекторная регуляция. |
познакомить со
строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции
синапсов. |
нервная цепь,
синапс, нейроглия, возбуждение и торможение |
|
п.8,9 вопросы |
|
|
||||||
«Опорно-двигательная
система» (7 часов). |
|
|||||||||||||
10. |
1. |
Значение
опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лаб. работа №2 «Микроскопичес-кое
строение кости». |
раскрыть значение
скелета и мышц, показать опорную, защитную
и двигательную функцию, химический состав. Микро- и макроскопическое строение
костей, их классификацию |
скелет, мышца,
костная пластинка, костная ткань |
|
п.10 вопросы |
|
|
||||||
11. |
2. |
Скелет человека.
Осевой скелет. |
Пополнить знания о строении и функциях частей
скелета, сравнить его со скелетом
млекопитающих, выявить особенности скелета, связанные с развитием мозга,
прямохождением и трудовой деятельностью. |
Осевой скелет,
добавочный скелет. Позвонок. Рёбра, межпозвонковые диски, грудина |
|
п. 11,12 |
|
|
||||||
12. |
3. |
Соединение костей. |
Закрепить знания о
строении и функциях частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения
костей, повторить материал о происхождении человека. |
Типы соединений
костей |
таблица |
П.12 повт. п.8 |
|
|
||||||
13. |
4. |
Строение мышц.
Обзор мышц человека. Лаб
работа «Мышцы человека» |
Повторить материал
о типах мышечной ткани, дать понятие об основных группах мышц |
Брюшко мышцы, головка и хвост, синергисты, антогонисты |
|
п.13. задание стр.65 повт. п.8,9 |
|
|
||||||
14. |
5. |
Работа скелетных
мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». |
дать понятие о двигательной единице, о
механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменениях мышц при
тренировках |
гиподинамия,
утомление, синергисты, антогонисты |
|
п.14 повт п11,12 |
|
|
||||||
15. |
6. |
Осанка.
Предупреждение плоскостопия. Лаб. работа №5,6
«Выявление нарушений осанки»,
«Выявление плоскостопия». |
познакомить с методами самоконтроля и
коррекции осанки, выяснить отрицательные последствия нарушений |
осанка,
остеохондроз, сутулость, плоскостопие |
|
п.15 повт. п10 |
|
|
||||||
16. |
7. |
Первая помощь при
ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
|
дать сведения о
травмах и мерах первой помощи при них |
ушиб, перелом,
шина, гематома, вывих |
|
п.16 вопросы стр. 79-80 |
|
|
||||||
«Внутренняя
среда организма» (3 часа) |
|
|||||||||||||
17. |
1. |
Кровь и остальные
компоненты внутренней среды организма. |
провести анализ
функций крови и её компонентов,
познакомить с механизмом свертываемости, роль анализа крови |
гомеостаз,
фагоцитоз, антигены, антитела, внутренняя среда |
|
п.17 стр.89 (!) письм. |
|
|
||||||
18. |
2. |
Борьба организма с
инфекцией. Иммунитет. |
показать барьерную роль, формировать
понятие иммунитет и его виды, инфекционные болезни |
иммунитет,
воспаление, общее заболевание |
|
п.18 история вакцин |
|
|
||||||
19. |
3. |
Иммунология на
службе здоровья. |
познакомить с
наукой иммунологией, дать классификацию иммунитета, понятие аллергии и
тканевой совместимости |
аллергия., тканевая совместимость, группы крови, резус-фактор |
|
п.19 |
|
|
||||||
«Кровеносная
и лимфатическая система» (6 часов) |
|
|||||||||||||
20. |
1. |
Транспортные
системы организма. |
понятие об органах
кровеносной и лимфатической системы, их строении и функциях |
артерии, аорта,
вены, капилляры, лимфа, клапаны |
|
п.20 стр.105 |
|
|
||||||
21. |
2. |
Круги
кровообращения. Лаб работа
№7,8. «Функции венозных
клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». |
Изучение плана
строения сердца, продолжение
формирования практических навыков работы |
предсердия, желудочки,
капилляры, вены |
|
п.21 |
|
|
||||||
22. |
3. |
Строение и работа
сердца. |
раскрыть связь
строения сердца с функцией, дать понятие о сердечном цикле и автоматизме |
клиническая смерть,
околосердечная сумка, адреналин |
модель сердца |
п.22 рис. 53,Д в
тетрадь |
|
|
||||||
23. |
4. |
Движение крови по
сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб. работа №9,10 «Измерение скорости
кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты с пульсом». |
выяснить причины
движения крови по сосудам, принципы измерения кровяного давления, механизм
регуляции кровоснабжения |
кровяное давление,
пульс., гипер- гипотония |
тонометр, нитка, секундомер |
п.23 |
|
|
||||||
24. |
5. |
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при
заболеваниях сердца и сосудов. Лаб. работа №11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» |
познакомить с
основами упражнения сердца и сосудов, влияние курения и алкоголя на сердце и
сосуды |
ударный объём
сердца, гангрена, перемежающаяся хромота, спазм сосудов |
|
п.24 вопр. стр.125 повт. п 14,16 |
|
|
||||||
25. |
6. |
Первая помощь при
кровотечениях. |
познакомить с
типами кровотечений и способами их остановки, знать правила ухода за раной |
гематома. Струп,
закрутка |
|
п.25 стр.129-130 |
|
|
||||||
«Дыхание»
(4 часа) |
|
|||||||||||||
26. |
1. |
Значение дыхания.
Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразованииЗаболевания
дыхательных путей. |
раскрыть значение
биологического окисления, роль органов дыхания в газообмене, раскрыть
взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, познакомить с болезнями дых. путей |
носовая полость,
носоглотка, гортань, трахея, альвеолы,
гайморит. Тонзиллит, артикуляция |
|
п.26 повт п 21 задание стр.
139-140 |
|
|
||||||
27. |
2. |
Лёгкие. Легочное и
тканевое дыхание. |
раскрыть связь
дыхательной и кровеносной систем, роль крови в газообмене |
легочная плевра,
диффузия, «ворота лёгких» |
|
п.27 |
|
|
||||||
28. |
3. |
Механизм вдоха и
выдоха, регуляция дыхания. Лаб
работа №12 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время» |
повторить материал
о лёгочном и тканевом дыхании, разъяснить вред курения, охрне
воздушной среды |
легочная и
пристеночная плевра, диафрагма, никотин, смог, респиратор |
|
п.28 |
|
|
||||||
29. |
4. |
Функциональные
возможности дых. Системы как показатель здоровья. Приёмы реанимации. Лаб.
работа №13,14 «Измерение грудной клетки на вдохе и выдохе» «Функциональные
пробы с задержкой дыхания»» |
показать простейшие
приёмы самоанализа дыхательной системы. Понять роль флюорографии, приёмов
реанимации |
биологическая и
клиническая смерть, реанимация |
|
п.29 отчёт |
|
|
||||||
«Пищеварительная
система» (6 часов) |
|
|
|
|
||||||||||
30. |
1. |
Питание и
пищеварение. |
раскрыть значение
пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, показать разницу
между продуктами питания и питательными веществами, роль кулинарной обработки
пищи |
пластический и
энергетический обмен, перистальтика, рацион |
|
п.30 |
|
|||||||
31. |
2. |
Пищеварение в ротовой
полости. |
понять роль
вкусовых рецепторов, строение слюнных желёз, зубов, причины их заболеваний,
правил гигиены ротовой полости. |
рецепторы вкуса,
зубы, кариес, пульпит |
|
п.31 стр.165
задание |
|
|||||||
32. |
3. |
Пищеварение в
желудке и 12-ти перстной кишке. Лаб. работа №15 «Действие слюны на крахмал» |
раскрыть основные
свойства ферментов, показать их роль в расщеплении пищи, проследить за
изменение пищи в отделах пищеварительного тракта. |
фермент, пищевод, желудок, печень,
трипсин, дисбактериоз |
|
п.32 |
|
|||||||
33. |
4. |
Функции тонкого и
толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени, аппендикс. |
закрепление материала о ферментах,
познакомиться с барьерной ролью печени, функциями аппендикса и кишечника |
гликоген, слепая
кишка, аппендикс, аппендицит |
|
п.33 термины |
|
|||||||
34. |
5. |
Регуляция
пищеварения. |
познакомиться с
методом фистул Павлова, историей открытия условных и безусловных рефлексов,
взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения |
условные и
безусловные рефлексы, фистула, слюноотделение |
|
п.34 |
|
|
||||||
35. |
6. |
Гигиена органов
пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций. |
обосновать правила
гигиены, понятие о опасных кишечных инфекциях |
ботулизм, анаэробы,
карантин |
|
п.35 стр.181 |
|
|
||||||
«Обмен
веществ и энергии» (3 часа). |
|
|||||||||||||
36. |
1. |
Обмен веществ
и энергии – основное свойство всех
живых существ. |
ввести понятие
обмена веществ, познакомить с его
стадиями, проследить преобразование веществ. |
обмен веществ,
энергетический и пластический обмен веществ |
|
п.36 повт. п.30 |
|
|
||||||
37. |
2. |
Витамины (семинар). |
раскрыть значение
витаминов и способов их сохранения. |
|
|
п.37 |
|
|
||||||
38. |
3. |
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лаб. работа №16
«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем
энергетического обмена». |
дать сведения об
основном и общем обмене веществ, энергетической ёмкости и энергозатратах |
основной обмен,
общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость |
|
п.38 |
|
|
||||||
«Покровные
органы. Терморегуляция. Выделение» (4часа). |
|
|
||||||||||||
39. |
1. |
Кожа –
наружный покровный орган. |
познакомить со
строением и функциями кожи, волос и ногтей. |
эпидермис, дерма,
гиподерма, сальные железы, волосы, ногти, терморегуляция |
таблица |
п.39 аллергия п.19 |
|
|
||||||
40. |
2. |
Уход за кожей.
Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. |
гигиена кожи, познакомить с болезнями кожи
связанными с обменом веществ, гиповитаминозами, помощи при ожогах и
обморожениях |
гиповитаминоз,
болезни кожи |
|
п.40 повт.п.29 |
|
|
||||||
41. |
3. |
Терморегуляция
организма. Закаливание. |
Раскрыть механизм
терморегуляции, объяснить причины теплового
и солнечного удара, значение закаливания, роль одежды. |
терморегуляция, теплообразование,
теплоотдача, тепловой удар, закаливание |
таблица |
п.41 вопросы |
|
|
||||||
42. |
4. |
Выделение. |
раскрыть значение
органов выделения в поддержании внутренней среды, работу нефронов. |
Нефрон, почки,
первичная и вторичная моча |
таблица |
п.42 вопросы |
|
|
||||||
«Нервная
система» (5 часов) |
|
|||||||||||||
43. |
1. |
Значение нервной
системы. |
раскрыть значение
нервной системы в поддержании гомеостаза, роли психики в отражении мира |
потребности,
активность, субъективное отражение |
|
п.43 вопросы стр.221-222 |
|
|
||||||
44. |
2. |
Строение нервной
системы. Спинной мозг. |
вспомнить филогенез нервной системы,
строение спинного мозга, строение белого и серого вещества, функций мозга |
кора, ядра мозга,
нервные волокна |
таблица |
п.44 вопросы стр.227 |
|
|
||||||
45. |
3.
|
Строение головного
мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка. Лаб. работа №17 «Пальценосная проба и особенности движений, связанные с
работой мозжечка». |
познакомить со строением головного
мозга, его отделами, раскрыть функции
отделов мозга |
задний мозг,
мост, мозжечок |
муляж |
п.45 |
|
|
||||||
46. |
4. |
Функции переднего
мозга. |
раскрыть функцию
коры мозга, значение ассиметрии левого и правого
полушария |
таламус,
гипоталамус |
муляж |
п.46 повт п.44 |
|
|
||||||
47. |
5. |
Соматический и
вегетативный отделы нервной системы. |
дать понятие о
соматическом и автономном отделах, симпатическом и парасимпатическом
подотделах, раскрыть их взаимосвязь |
вегетативные узлы |
таблица |
п.47 |
|
|
||||||
«Анализаторы»
(5 часов) |
|
|||||||||||||
48. |
1. |
Анализаторы. |
раскрыть строение
анализатора, механизм обработки информации, рассмотреть вопрос о
достоверности информации и выяснить природу иллюзий |
анализатор,
модальность. иллюзия |
|
п.48 |
|
|
||||||
49. |
2. |
Зрительный
анализатор. Лаб. работы №18-22 «Изменение величины
зрачков»; «Функции
хрусталика»; «Функции палочек и колбочек»; «Поиск слепого пятна»; «Иллюзия
при бинокулярном зрении». |
раскрыть значение
зрения, строение и функции глаза, механизм работы сетчатки, дать
представление о бинокулярном зрении |
коньюктива, близорукость, дальнозоркость, диоптрия,
бельмо |
|
п.49 вопросы стр.248 |
|
|
||||||
50. |
3. |
Гигиена зрения.
Предупреждение глазных болезней. |
дать понятие о причинах глазных инфекций,
травмах; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости косоглазия. Выяснить
роль гигиены в профилактике болезней глаз. |
гигиена |
|
п.50 |
|
|
||||||
51. |
4. |
Слуховой
анализатор. |
раскрыть общность
зрительного и слухового анализатора, рассмотреть строение уха, дать понятие о
причинах заболеваний и гигиене слуха. |
наружное ухо,
внутреннее ухо, тугоухость |
таблица |
п.51, составить
таблицу |
|
|
||||||
52. |
5. |
Органы равновесия,
кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. |
выяснить механизм
работы вестибулярного аппарата, кожно- мышечного,
обонятельного и вкусового анализатора. |
вестибулярный
аппарат, мышечное чувство, вибрационное чувство |
|
п.52 |
|
|
||||||
«Высшая
нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов) |
|
|||||||||||||
53. |
1. |
Вклад отечественных
учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности |
раскрыть роль
Сеченова, Ухтомского, Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности, разъяснить природу
внешнего и внутреннего торможения, доминанты. |
|
|
п.53 |
|
|
||||||
54. |
2. |
Врождённые и
приобретённые программы поведения. |
показать
филогенетическую обусловленность
врождённых форм поведения и приобретённых форм поведения и приспособлению в
природе, к социальной среде |
инстинкты., навыки, привычки, эмоции, этология |
|
п.54 |
|
|
||||||
55. |
3. |
Сон и сновидения. |
дать понятие о
биоритмах на примере циркадных (суточных) ритмов, раскрыть природу сна, фазы
сна |
быстрый сон,
медленный сон, сновидения |
|
п.55 таблица |
|
|
||||||
56. |
4. |
Особенности высшей
нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. |
определить роль
речи как средства общения, осознанные и интуитивные решения. |
базовые и вторичные
потребности, сознание, интуиция, речь |
|
п.56 |
|
|
||||||
57. |
5. |
Воля, эмоции,
внимание. Лаб. работа №23 «Изменение числа колебаний образа усечённой
пирамиды в различных условиях» |
определить волевые
процессы, проанализировать волевой акт, показать значение эмоций, раскрыть
основы внимания, познакомиться со способами поддержания внимания. |
волевое действие,
аффект, стресс, рассеянность |
тесты |
п.57 стр.292-293 |
|
|
||||||
«Железы
внутренней секреции (эндокринная система)» (2 часа). |
|
|||||||||||||
58. |
1. |
Роль эндокринной
регуляции. |
дать понятие о
железах внутренней секреции, смешанной и внешней секреции, показать свойства
гормонов, их отличие от других биологически активных веществ |
железы, гормоны |
|
п.58 задание2 стр.301 |
|
|
||||||
59. |
2. |
Функции желёз
внутренней секреции. |
рассмотреть функции
желёз внутренней секреции, раскрыть нарушения, мерами профилактики
заболеваний |
гипофиз, щитовидная
железа, половые железы, надпочечники, поджелудочная железа |
таблица |
п.59 вопросы |
|
|
||||||
«Индивидуальное развитие организма» (5 часов). |
|
|||||||||||||
60. |
1. |
Жизненные циклы.
Размножение. |
Дать понятие о
жизненных циклах, вспомнить половое и бесполое размножение, ознакомиться с
половыми системами. |
|
|
п.60 |
|
|
||||||
61. |
2. |
Развитие зародыша и
плода. Беременность и роды. |
познакомить с биогенетическим законом
Геккеля-Мюллера и причинами отклонения от него, раскрыть причины
приспособления к внутриутробной жизни |
плодные оболочки,
плацента, пупочный канатик |
|
п.61 |
|
|
||||||
62. |
3. |
Наследственные и
врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым
путём. |
раскрыть различия между наследственными и
рождёнными заболеваниями, пути прогнозирования и профилактики |
СПИД. Гепатит В. |
|
п.62 |
|
|
||||||
63. |
4. |
Развитие ребёнка
после рождения. |
раскрыть
физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей; |
индивид, личность,
интерес, склонность |
|
п.63 |
|
|
||||||
64. |
5. |
Становление
личности. Интересы, склонности, способности. |
показать
особенности становления организма и личности |
темперамент |
тесты |
п.64 |
|
|
||||||
Уроки
обобщения и закрепления знаний (4 часа). |
|
|||||||||||||
65. |
1. |
Организм человека
как целостная система. |
обобщить знания полученные об основных системах органов |
организм, система |
тесты |
п.6-9 повт. |
|
|
||||||
66. |
2. |
Образ жизни
человека и здоровье. |
закрепить знания о
влиянии курения, алкоголя, наркомании, лекарств и вредных веществ на оргнизм |
образ жизни |
фильм |
п.28, 35,50 |
|
|
||||||
67. |
3. |
Влияние факторов
окружающей среды на здоровье человека. (семинар) |
обобщить знания о
влиянии внешних факторов на здоровье
человека |
здоровье |
|
записи в тетради |
|
|
||||||
68. |
4. |
Заключительный урок
«Как сохранить здоровье». |
дать практические
рекомендации по сохранению здоровья,
составить перечень основных правил. |
|
|
летнее задание |
|
|
||||||