КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»

 

8 КЛАСС                   68 ЧАСОВ   (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

 

Программа под руководством В.В. Пасечника,

 

учебник   Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

 

 

п/п

урока

Тема урока

Задачи урока

Понятийный аппарат

Оборудование

Домашнее

задание

Дата

проведения

 

 

«Введение. Науки, изучающие организм человека» (2 часа).

 

 

 

 

1.

 

1.

 

Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.

 

 

 

Раскрыть двойственную природу человека, смысл наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

 

 

Анатомия, физиология, гигиена, психология.

 

 

 

 

 

П.1 определе-ния

вопросы стр.8

 

 

2.

2.

Становление наук о человеке.

Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека.

 

 

портреты учёных

П.2

повт.п. 1

 

 

 

«Происхождение человека» (3 часа).

 

 

3.

1.

Систематическое положение человека.

Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ, привести доказательства эволюции человека, значение рудиментов и атавизмов.

Рудимент, атавизм, таксон

таблица

П.3

повт. 7кл. п.27,50

 

 

4.

2.

Историческое прошлое людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека и возникновение социальной средыодействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в антропогенезе.

религия

фрагмент видеофильма

п.4

 

 

5.

3.

Расы человека

 

 

повторить признаки вида, раскрыть биологическую и социальную составляющую рас.

 

нация, народ, расы, расизм, народность

таблица, рисунки

п.5

основные положения гл.2

 

 

 

«Строение организма» (4 часа).

 

 

 

6.

 

 

1.

 

Общий обзор организма человека.

 

дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения. Топографии внутренних органов, полостях тела, системах органов.

 

уровни организации, орган, система органов, гормоны

 

торс человека муляж, таблицы

 

п.6 повт. строение клетки

 

 

7.

 

 

 

 

2.

Клеточное строение организма.

 

 

 

 

показать единство органического мира; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить химический состав клеток; повторить деление клеток.

обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость, внешняя и внутренняя среда

картофель, тёрка, стакан, перикись водорода; табл. «Строение клетки».

п.7

табл. стр.33

 

 

8.

3.

Ткани: эпителиальные, соединительная и мышечная.

Лаб. работа №1: «Ткани  организма человека»

раскрыть основные понятия, познакомить с основными  типами тканей и их локализацией в организме; закрепление умения работать с

микроскопом.

ткань, орган, тканевая жидкость, межклеточное вещество

таблица

п.8 до нервн.

 

 

 

9.

 

4.

 

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

 

 

познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов.

нервная цепь, синапс, нейроглия, возбуждение и торможение

 

п.8,9 вопросы

 

 

 

 

«Опорно-двигательная система» (7 часов).

 

10.

1.

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лаб. работа №2 «Микроскопичес-кое строение кости».

раскрыть значение скелета и мышц,  показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав. Микро- и макроскопическое строение костей, их классификацию

 

скелет, мышца, костная пластинка, костная ткань

 

п.10 вопросы

 

 

11.

2.

Скелет человека. Осевой скелет.

Пополнить  знания о строении и функциях частей скелета,  сравнить его со скелетом млекопитающих, выявить особенности скелета, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

 

 

Осевой скелет, добавочный скелет. Позвонок. Рёбра, межпозвонковые диски, грудина

 

п. 11,12

 

 

12.

3.

Соединение костей.

Закрепить знания о строении и функциях частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения костей, повторить материал о происхождении человека.

Типы соединений костей

таблица

П.12

повт. п.8

 

 

13.

4.

Строение мышц. Обзор мышц человека. Лаб работа «Мышцы человека»

Повторить материал о типах мышечной ткани, дать понятие об основных группах мышц

 

Брюшко мышцы,  головка и хвост, синергисты, антогонисты

 

 

п.13.  задание стр.65

повт. п.8,9

 

 

14.

5.

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4  «Утомление при статической работе».

дать понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменениях мышц при тренировках

 

гиподинамия, утомление, синергисты, антогонисты

 

п.14

 повт п11,12

 

 

15.

6.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лаб. работа №5,6 «Выявление нарушений осанки»,  «Выявление плоскостопия».

познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, выяснить отрицательные последствия нарушений

 

 

осанка, остеохондроз, сутулость, плоскостопие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменениях мышц при тренировках

 

п.15

повт. п10

 

 

16.

7.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

овт. п10стеохондроз, сутулость, плоскостопиеии осанки, выяснить отрицательные последствия нарушений

дать сведения о травмах и мерах первой помощи при них

ушиб, перелом, шина, гематома, вывихсведения о травмах и мерах первой помощи при них

 

п.16

вопросы стр. 79-80

 

 

 

 

«Внутренняя среда организма» (3 часа)

 

 

17.

1.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

провести анализ функций крови и её компонентов,  познакомить с механизмом свертываемости, роль анализа крови

 

 

 

 

гомеостаз, фагоцитоз, антигены, антитела, внутренняя среда

 

п.17

стр.89 (!) письм.

 

 

18.

2.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

показать барьерную роль, формировать понятие иммунитет и его виды, инфекционные болезни

 

 

 

иммунитет, воспаление, общее заболевание

 

п.18

история вакцин

 

 

19.

3.

Иммунология на службе здоровья.

познакомить с наукой иммунологией, дать классификацию иммунитета, понятие аллергии и тканевой совместимости

 

 

 

 

аллергия., тканевая совместимость, группы крови, резус-фактор

 

п.19

 

 

 

 

«Кровеносная и лимфатическая система» (6 часов)

 

20.

1.

Транспортные системы организма.

 

 

понятие об органах кровеносной и лимфатической системы, их строении и функциях

артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны

 

п.20

стр.105

 

 

21.

2.

Круги кровообращения. Лаб работа №7,8.

«Функции венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

 

Изучение плана строения сердца,  продолжение формирования практических навыков работы

предсердия, желудочки, капилляры, вены

 

п.21

 

 

22.

3.

Строение и работа сердца.

 

 

 

 

раскрыть связь строения сердца с функцией, дать понятие о сердечном цикле и автоматизме

клиническая смерть, околосердечная сумка, адреналин

модель сердца

п.22 рис. 53,Д в тетрадь

 

 

23.

4.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб. работа №9,10

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты с пульсом».

 

 

 

выяснить причины движения крови по сосудам, принципы измерения кровяного давления, механизм регуляции кровоснабжения

кровяное давление, пульс., гипер- гипотония

тонометр, нитка,

секундомер

п.23

 

 

 

24.

 

5.

 

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лаб. работа №11

«Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

 

 

 

 

познакомить с основами упражнения сердца и сосудов, влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды

 

ударный объём сердца, гангрена, перемежающаяся хромота, спазм сосудов

 

п.24

вопр. стр.125

повт. п 14,16

 

 

25.

6.

Первая помощь при кровотечениях.

 

познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, знать правила ухода за раной

 

гематома. Струп, закрутка

 

п.25

стр.129-130

 

 

 

 

«Дыхание» (4 часа)

 

 

 

26.

1.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразованииЗаболевания дыхательных путей.

 

 

 

раскрыть значение биологического окисления, роль органов дыхания в газообмене, раскрыть взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, познакомить с болезнями дых. путей

носовая полость, носоглотка,  гортань, трахея, альвеолы, гайморит. Тонзиллит, артикуляция

 

п.26 повт п 21

задание стр. 139-140

 

 

27.

2.

 

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание.

 

 

раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем, роль крови в газообмене

легочная плевра, диффузия, «ворота лёгких»

 

п.27

 

 

28.

 

 

3.

 

Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Лаб работа №12 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время»

 

повторить материал о лёгочном и тканевом дыхании, разъяснить вред курения, охрне воздушной среды

легочная и пристеночная плевра, диафрагма, никотин, смог, респиратор

 

п.28

 

 

29.

 

 

4.

Функциональные возможности дых. Системы как показатель здоровья. Приёмы реанимации. Лаб. работа №13,14 «Измерение грудной клетки на вдохе и выдохе» «Функциональные пробы с задержкой дыхания»»

показать простейшие приёмы самоанализа дыхательной системы. Понять роль флюорографии, приёмов реанимации

биологическая и клиническая смерть, реанимация

 

п.29

отчёт

 

 

 

«Пищеварительная система» (6 часов)

 

 

 

 

30.

1.

Питание и пищеварение.

раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, показать разницу между продуктами питания и питательными веществами, роль кулинарной обработки пищираскрыть значение пищеварения, пластическую и энергети

пластический и энергетический обмен, перистальтика, рацион

 

п.30

 

31.

2.

Пищеварение в ротовой полости.

понять роль вкусовых рецепторов, строение слюнных желёз, зубов, причины их заболеваний, правил гигиены ротовой полости.

рецепторы вкуса, зубы, кариес, пульпит

 

п.31 стр.165 задание

 

32.

3.

Пищеварение в желудке и 12-ти перстной кишке. Лаб. работа №15 «Действие слюны на крахмал»

раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в расщеплении пищи, проследить за изменение пищи в отделах пищеварительного тракта.

фермент, пищевод, желудок, печень, трипсин, дисбактериоз

 

п.32

 

33.

 

 

 

 

 

 

4.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени, аппендикс.

закрепление материала о ферментах, познакомиться с барьерной ролью печени, функциями аппендикса  и кишечника

гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит

 

п.33 термины

 

34.

5.

Регуляция пищеварения.

 

 

 

познакомиться с методом фистул Павлова, историей открытия условных и безусловных рефлексов, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения

условные и безусловные рефлексы, фистула, слюноотделение

 

п.34

 

 

35.

6.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций.

 

обосновать правила гигиены, понятие о опасных кишечных инфекциях карантинексы, фистула, слюноотделениерной ролью печени, функции кишечникаенение пищи в отделах пищеварительно

ботулизм, анаэробы, карантин

 

п.35 стр.181

 

 

 

«Обмен веществ и энергии» (3 часа).

 

36.

1.

Обмен веществ и  энергии – основное свойство всех живых существ.

 

 

ввести понятие обмена веществ,  познакомить с его стадиями, проследить преобразование веществ.

обмен веществ, энергетический и пластический обмен веществ

 

п.36

повт. п.30

 

 

37.

2.

Витамины (семинар).

 

 

раскрыть значение витаминов и способов их сохранения.

 

 

п.37

 

 

38.

3.

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лаб. работа №16 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

дать сведения об основном и общем обмене веществ, энергетической ёмкости и энергозатратах

основной обмен, общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость

 

п.38

 

 

 

«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (4часа).

 

 

39.

 

 

 

 

1.

Кожа – наружный  покровный орган.

 

 

 

познакомить со строением и функциями кожи, волос и ногтей.

эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, волосы, ногти, терморегуляция

таблица

п.39

аллергия п.19

 

 

 

40.

 

2.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

гигиена кожи, познакомить с болезнями кожи связанными с обменом веществ, гиповитаминозами, помощи при ожогах и обморожениях

гиповитаминоз, болезни кожи

 

п.40 повт.п.29

 

 

41.

 

3.

Терморегуляция организма. Закаливание.

Раскрыть механизм терморегуляции, объяснить причины теплового  и солнечного удара, значение закаливания, роль одежды.

терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, закаливание

таблица

п.41 вопросы

 

 

42.

 

 

4.

Выделение.

раскрыть значение органов выделения в поддержании внутренней среды, работу нефронов.

Нефрон, почки, первичная и вторичная моча

таблица

п.42

вопросы

 

 

 

«Нервная система» (5 часов)

 

 

43.

 

 

1.

Значение нервной системы.

раскрыть значение нервной системы в поддержании гомеостаза, роли психики в отражении мира

потребности, активность, субъективное отражение

 

п.43

вопросы

стр.221-222

 

 

 

44.

 

 

2.

Строение нервной системы. Спинной мозг.

вспомнить филогенез нервной системы, строение спинного мозга, строение белого и серого вещества, функций мозга

кора, ядра мозга, нервные волокна

таблица

п.44

вопросы

стр.227

 

 

 

45.

 

 

 

 

 

3.

5. часов)стема"е органов выделения в поддержании внутренней среды, работго удара, значение заколивания, роль одежды.

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка. Лаб. работа №17 «Пальценосная проба и особенности движений, связанные с работой мозжечка».

познакомить со строением головного мозга,  его отделами, раскрыть функции отделов мозга

задний мозг, мост,  мозжечок

муляж

п.45

 

 

 

46.

 

4.

Функции переднего мозга.

раскрыть функцию коры мозга, значение ассиметрии левого и правого полушария

таламус, гипоталамус

муляж

п.46

повт п.44

 

 

47.

5.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

дать понятие о соматическом и автономном отделах, симпатическом и парасимпатическом подотделах, раскрыть их взаимосвязь

вегетативные узлы

таблица

п.47

 

 

«Анализаторы» (5 часов)

 

 

48.

1.

Анализаторы.

раскрыть строение анализатора, механизм обработки информации, рассмотреть вопрос о достоверности информации и выяснить природу иллюзий

анализатор, модальность. иллюзия

 

п.48

 

 

49.

 

 

 

 

2.

Зрительный анализатор.

Лаб. работы №18-22

«Изменение величины зрачков»;

«Функции хрусталика»; «Функции палочек и колбочек»; «Поиск слепого пятна»; «Иллюзия при бинокулярном зрении».

раскрыть значение зрения, строение и функции глаза, механизм работы сетчатки, дать представление о бинокулярном зренииь

коньюктива, близорукость, дальнозоркость, диоптрия, бельмо

 

п.49

вопросы стр.248

 

 

 

50.

 

 

 

3.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

дать понятие о причинах глазных инфекций, травмах; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости косоглазия. Выяснить роль  гигиены в профилактике  болезней глаз.гоы дальнозоркостьинфекций, травмах; разъяснить причины дальнозоркость, близору анализатора.

гигиена

 

п.50

 

 

51.

 

 

4.

Слуховой анализатор.

 

 

раскрыть общность зрительного и слухового анализатора, рассмотреть строение уха, дать понятие о причинах заболеваний и гигиене слуха.

наружное ухо, внутреннее ухо, тугоухость

таблица

п.51, составить таблицу

 

 

52.

5.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

 

 

выяснить механизм работы вестибулярного аппарата, кожно- мышечного, обонятельного и вкусового анализатора.

 

вестибулярный аппарат, мышечное чувство, вибрационное чувство

 

п.52

 

 

 

«Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов)

 

 

53.

1.

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

раскрыть роль Сеченова, Ухтомского, Павлова в развитии учения о высшей  нервной деятельности, разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.

 

 

 

п.53

 

 

54.

2.

Врождённые и приобретённые программы поведения.

показать филогенетическую  обусловленность врождённых форм поведения и приобретённых форм поведения и приспособлению в природе, к социальной среде

 

инстинкты., навыки, привычки, эмоции, этология

 

п.54

 

 

55.

3.

Сон и сновидения.

 

 

дать понятие о биоритмах на примере циркадных (суточных) ритмов, раскрыть природу сна, фазы сна

быстрый сон, медленный сон, сновидения

 

п.55 таблица

 

 

56.

4.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

 

 

 

определить роль речи как средства общения, осознанные и интуитивные решения.

базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь

 

п.56

 

 

57.

5.

Воля, эмоции, внимание. Лаб. работа №23 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

 

 

определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, показать значение эмоций, раскрыть основы внимания, познакомиться со способами поддержания внимания.

 

 

волевое действие, аффект, стресс, рассеянность

тесты

п.57

стр.292-293

 

 

 

«Железы внутренней секреции (эндокринная система)» (2 часа).

 

 

58.

1.

Роль эндокринной регуляции.

дать понятие о железах внутренней секреции, смешанной и внешней секреции, показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ

железы, гормоны

 

п.58

задание2 стр.301

 

 

59.

2.

Функции желёз внутренней секреции.

рассмотреть функции желёз внутренней секреции, раскрыть нарушения, мерами профилактики заболеваний

 

гипофиз, щитовидная железа, половые железы, надпочечники, поджелудочная железа

таблица

п.59

вопросы

 

 

«Индивидуальное  развитие организма» (5 часов).

 

60.

1.

Жизненные циклы. Размножение.

Дать понятие о жизненных циклах, вспомнить половое и бесполое размножение, ознакомиться с половыми системами.еваний

 

 

 

 

 

п.60.адание2 стр.301личие от других биологически активных веществых условиях"ние эмоций, раскрыть основы внимания, познакомиться со

 

 

61.

2.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.плода.

познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера и причинами отклонения от него, раскрыть причины приспособления  к внутриутробной жизним Геккеля-Мюллера и причинами отклонения от него, раск

 

плодные оболочки, плацента, пупочный канатик

 

п.61

 

 

62.

3.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём.твенные и в жизни

раскрыть различия между наследственными и рождёнными заболеваниями, пути прогнозирования и профилактики

СПИД.  Гепатит В.

 

п.62

 

 

63.

4.

Развитие ребёнка после рождения.

раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей;

 

 

индивид, личность, интерес, склонность

 

п.63

 

 

64.

5.

Становление личности. Интересы, склонности, способности.

показать особенности становления организма и личности

 

 

 

темперамент

тесты

п.64

 

 

 

Уроки обобщения и закрепления знаний (4 часа).

 

 

65.

1.

Организм человека как целостная система.

обобщить знания полученные об основных системах органов

 

организм,  система

тесты

п.6-9 повт.

 

 

66.

2.

Образ жизни человека и здоровье.

закрепить знания о влиянии курения, алкоголя, наркомании, лекарств и вредных веществ на оргнизм

 

 

образ жизни

фильм

п.28, 35,50

 

 

67.

 

 

3.

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. (семинар)

обобщить знания о влиянии внешних факторов на  здоровье человека

 

здоровье

 

записи в тетради

 

 

68.

 

4.

Заключительный урок «Как сохранить здоровье».

дать практические рекомендации по сохранению здоровья,  составить перечень основных правил.

 

 

летнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz