УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА БИОЛОГИИ
9 КЛАСС 68
ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
учебник А.А. КАМЕНСКИЙ, Е.А. КРИКСУНОВ, В.В.
ПАСЕЧНИК
№ п/п |
№ урока |
Тема урока |
Задачи урока |
Понятийный аппарат |
Оборудование |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
«Введение»
(3 часа). |
|||||||||
1. |
1. |
Биология – наука о
жизни. |
обобщить знания и
сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах
живого.. |
биология,
биофизика, радиобиология, гигиена, микробиология. |
|
П.1 определе-ния, сообщения |
|
||
2. |
2. |
Методы исследования
в биологии. |
Сформировать
понятия, раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с
важнейшими методиками. |
эксперимент,
наблюдение, закон, теория, гипотеза, факт |
|
П.2 составить схему исследова-ния |
|
||
3. |
3. |
Сущность жизни и
свойства живого. |
раскрыть сущность
жизни, отличие живого от неживого. Познакомить с
основными свойствами живых организмов. |
открытая система,
наследственность, изменчивость |
|
п.3 стр. 13-14 |
|
||
Уровни
организации живой природы. «Молекулярный уровень» (10 часов). |
|||||||||
4. |
1. |
Уровни организации
живой природы, молекулярный уровень: общая характеристика. |
познакомить с
уровнями организации живой материи, дать характеристику молекулярного уровня,
показать роль биомолекул в живом организме. |
биополимеры, биомолекулы, мономеры |
|
п.1.1. |
|
||
5. |
2. |
Углеводы. |
Сформировать
понятие углевод, познакомить с их строением и функциями. |
моно- ди- полисахариды, хитин,
гликоген |
таблица |
п.1.2. вопрос 1-3 стр.21 |
|
||
6. |
3. |
Липиды. |
Понятие о липидах,
их строении и функциях. |
гормоны, регуляция |
|
п.1.3. |
|
||
7. |
4. |
Состав и строение
белков. |
сформировать
понятие и познакомить с о строением и свойствами
белка |
белки,
аминокислоты, денатурация |
таблица |
п.1.4. в. 1-5 стр.27 |
|
||
8. |
5. |
Функции белков. |
закрепить знания о строении,
познакомиться с функциями. Взаимосвязью строения и функций |
гормон, фермент |
|
п.1.5. вопросы |
|
||
9. |
6. |
Нуклеиновые
кислоты. |
познакомиться со
строением, ролью в передаче наследственной информации |
р-РНК, и-РНК, т-РНК, нуклеотид, комплиментарность двойная
спираль |
модель ДНК |
п.1.6. |
|
||
10. |
7. |
АТФ и другие органические соединения клетки. |
сформировать
понятие о строении и функциях АТФ, познакомить с другими органическими
соединениями. |
АТФ, АДФ.,
макроэргическая связь, витамины |
|
п.1.7. повт. п.1.5. |
|
||
11. |
8. |
Биологические
катализаторы |
показать роль
ферментов в клетке |
катализатор,
кофермент, активный центр фермента |
|
п.1.8. повт. п.1.4.,1.6. вопр.1-5 |
|
||
12. |
9. |
Вирусы. |
познакомиться с
вирусами как неклеточной формой жизни, особенностями их строения и
жизнедеятельности. |
вирус, капсид |
таблица |
п.1.9. вопросы 1-3 стр.39 |
|
||
13. |
10. |
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень
организации живой природы». |
систематизировать и
обобщить знания о молекулярном уровне организации живой материи. |
|
таблицы, тесты |
стр.40 |
|
||
«Клеточный
уровень организации» (15 часов) |
|||||||||
14. |
1. |
Основные
положения клеточной теории. |
развивать понятие о
клеточном уровне организации, клеточной теории и её
положениях. |
микроскоп, ядро,
клеточная теория |
проект |
п.2.1. вопрос 1-3 стр.43 |
|
||
15. |
2. |
Общие сведения о
клетках. Клеточная мембрана. |
развивать знания о
клетке, цитоплазме, строении и функционировании мембраны. |
цитоплазма,
мембрана, ядро, фагоцитоз, пиноцитоз |
таблица |
п.2.2. вопрос 1-4 стр.45 |
|
||
16. |
3. |
Ядро клетки.
Хромосомный набор клетки. |
сформировать
понятие о строении и функциях ядра, ядрышка, познакомиться с понятием хромосомного набора. |
прокариоты,
эукариоты, хроматин, ядрышко, гаметы, хромосомы |
Микроскоп, микропрпараты |
п.2.3. в. 1-12 стр.49 |
|
||
17. |
4. |
Эндоплазматическая
сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
познакомиться со
строением и функциями |
ЭПС, рибосомы. комплекс Гольджи |
таблица |
п.2.4. в.1-6 стр.51 |
|
||
18. |
5. |
Лизосомы.
Митохондрии. Пластиды. |
познакомить со
строением и функционированием органоидов |
лизосомы,
митохондрии, пластиды, граны |
|
п.2.5. в.1-7 стр.55 |
|
||
19. |
6. |
Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения. |
познакомить с их строением и функциями |
цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено
деления, включения |
|
п.2.6. повт.2.1. 2.3. |
|
||
20. |
7. |
Различие в строение
клеток прокариот и эукариот. Лаб. работа «Рассматривание
клеток растений и животных под
микроскопом». |
познакомить с
особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических
клеток |
анаэробы, споры |
микроскоп,
микропрепараты |
п.2.7. |
|
||
21. |
8. |
Ассимиляция и
диссимиляция. Метаболизм. |
Сформировать
представление о метаболизме, как совокупности реакций обмена веществ, роли
метаболизма. |
ассимиляция,
диссимиляция, метаболизм, фотосинтез |
|
п.2.8. повт. п.1.7. |
|
||
22. |
9. |
Энергетический
обмен в клетке. |
углубить и расширить
знания о метаболизме, значение АТФ как аккумулятора энергии в клетке,
особенности трёх этапов энергетического обмена |
АТФ, гликолиз,
клеточное дыхание, полное кислородное расщепление |
|
п.2.9. |
|
||
23. |
10. |
Типы питания
клетки. |
развить понятие о
типах питания клетки, разных группах питания. |
автотрофы,
гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы |
схема |
п.2.10 2.12. |
|
||
24. |
11. |
Фотосинтез и
хемосинтез. |
углубить знания о автотрофном способе питания, сформировать понятие о
световой и темновой фазе фотосинтеза, раскрыть
значение фото- и хемосинтеза в биосфере. |
фотолиз воды,
хемосинтез, хемотрофы, серобактерии |
таблица |
п.2.11. повт.1.4, 1.6. |
|
||
25. |
12. |
Синтез белков в
клетке. Генетический код. Транскрипция. |
углубить понятие
ассимиляция, путём реализации наследственной информации, способе передачи
информации. Роль т-рНК в сборке аминокислот. |
ген, генетический
код, триплет, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома |
|
п.2.13. (1 часть) |
|
||
26. |
13. |
Синтез белков в
клетке. Транспортные РНК. Трансляция. |
продолжить формирование понятия «биосинтез
белка» |
|
|
п.2.13. |
|
||
27. |
14. |
Деление клетки.
Митоз. |
Развить понятие
«Размножение», сформировать понятие о митозе, как универсальном способе
сохранения постоянства числа хромосом в клетке. |
Митоз,
редупликация, хроматида, центромера. |
|
п.2.14 |
|
||
28. |
15. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы». |
Систематизировать и
обобщить знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы |
|
таблицы |
кр. сод. главы. |
|
||
«Организменный
уровень организации» (14 часов). |
|||||||||
29. |
1. |
Размножение
организмов. Оплодотворение. |
Развить понятие о
формах и видах размножения, показать их биологическую роль, наследственную
однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. |
Почкование, деление
тела, споры, вегетативное размножение. |
таблицы |
п.3.1 |
|
||
30. |
2. |
Развитие половых
клеток. Мейоз. Оплодотворение. |
Сформировать
понятие о мейозе, как сособе деления клетки,
раскрыть стадии гаметогенеза и оплодотворения. |
Гаметы,
сперматозоиды, яйцеклетка, коньюгация, зигота,
оплодотворение. Направительное тельце, эндосперм |
таблица |
п.3.2, 3.3. вопросы |
|
||
31. |
3. |
Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон. |
Продолжить
формирование понятий об онтогенезе, сущность биогенетического закона и его
значения для родственных связей организмов. |
Онтогенез,
бластула, гаструла, дробление, эктодерма. Энтодерма, мезодерма. |
таблица |
п.3.4. |
|
||
32. |
4. |
Закономерности
наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. |
Ввести основные
понятия генетики |
Чистая линия.
Аллельные гены, гомо- гетерозигота. Доминантные и
рецессивные признаки. |
|
п. 3.5 вопросы 1-5 |
|
||
33. |
5. |
Закон чистоты
гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании. |
Продолжить
формирование представлений о признаках моногибридного скрещивания, раскрыть
цитологические основы |
Фенотип, генотип |
Схема |
п.3.5. |
|
||
34. |
6. |
Неполное
доминирование. Анализирующее скрещивание. |
Познакомить с
явлением неполного доминирования, дать представление об анализирующем
скрещивании. |
Неполное
доминирование, фенотип, генотип |
таблица |
п.3.6. |
|
||
35. |
7. |
Дигибридное
скрещивание. |
Продолжить изучение
генетических закономерностей, показать возможности математического расчёта
возможного потомства. |
Решётка
Пеннета, ди- полигибридное
скрещивание. |
|
п.3.7. |
|
||
36. |
8. |
Сцепленное
наследование признаков. Закон Т.Моргана. |
Дать понятие о
группах сцепления и роли перекрёста хромосом, значения генетических карт
человека. |
Закон Моргана,
локус гена, перекрёст. |
таблица |
п.3.8. |
|
||
37. |
9. |
Генетика пола.
Сцепленное с полом наследование. |
Сформировать знания
о хромосомном механизме определения пола, объяснить некоторые заболевания
сцепленные с полом. |
Аутосомы, половые хромосомы |
|
п.3.10 |
|
||
38. |
10. |
Модификационная
изменчивость. Лаб. работа
«Изменчивость организмов». |
Сформировать
понятие о модификационной изменчивости, о причинах её проявления, о
ненаследственном характере модификаций и её пределах – норме реакции. |
Изменчивость,
модификации, норма реакции |
гербарии |
п.3.11. |
|
||
39. |
11. |
Мутационная
изменчивость. |
Раскрыть сущность
мутационной изменчивости, познакомить с видами мутаций. |
Делеция, мутация, дупликация, инверсия, синдром
Дауна, мутагены |
|
п.3.12. |
|
||
40. |
12. |
Основы селекции.
Работы Н.И. Вавилова |
сформировать
представление о селекции как науке, раскрыть значение учения о центрах
происхождения, сущность закона гомологических рядов. |
селекция, закон гомологических рядов |
|
п.3.13 |
|
||
41. |
13. |
Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов. |
познакомить с
основными методами селекции |
гибридизация, биотехнология, гетерозис, чистые линии |
фильм «Гетерозис» |
п.3.14. |
|
||
42 |
14. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Организменный уровень организации живого» |
систематизировать и
обобщить знания об организменном уровне. |
|
|
краткое содержание главы |
|
||
«Популяционно-видовой
уровень» (2 часа). |
|||||||||
43. |
1. |
Вид. Критерии вида.
Лаб. работа «Изучение морфологического критерия вида». |
ввести понятие
вида, как единицу живой природы |
вид, критерии,
ареал |
фрагмент критерии
вида |
п.4.1. вопросы |
|
||
44. |
2. |
Популяции. |
сформировать
понятие о популяции как структурной единице вида |
популяция, группа, самовоспроизводство, систематика |
|
п.4.2, 4.3 |
|
||
«Экосистемный
уровень» (5 часов) |
|||||||||
45. |
1. |
Сообщество.
Биогеоценоз. Экосистема. Экскурсия «Биоценоз пришкольного участка». |
продолжить формирование знаний об уровнях
организации живого, природных сообществах, их классификации и связи с
ландшафтами. |
биотическое
сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера |
|
п.5.1. |
|
||
46. |
2. |
Состав и структура
сообщества. |
развить знания
учащихся о особенностях структурной организации
сообщества, познакомить с классификацией групп организмов, их ролью в
сообществе. |
продуценты,
редуценты, консументы, пищевая цепь, ярусность. |
таблица |
п.5.2. |
|
||
47. |
3. |
Потоки вещества и
энергии в экосистеме. |
сформировать знания
о взаимосвязях в экосистемах, пирамидах численности и биомассы организмов. |
пирамида
численности и биомассы |
|
п.5.3. |
|
||
48. |
4. |
Саморазвитие
экосистем. |
сформировать знания
о закономерностях изменений экосистем во времени. |
экологическая
сукцессия, равновесие, первичная и вторичная сукцессияремени. |
таблица |
п.5.5. |
|
||
49. |
5. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Экосистемный уровень». |
систематизировать и обобщить знания
учащихся об особенностях структуры природного сообщества, о закономерностях
изменения экосистем. |
|
|
краткое содержание
главы |
|
||
«Биосферный
уровень организации» (3 часа). |
|||||||||
50. |
1. |
Биосфера. Среда
жизни. |
Развить знания учащихся о биосфере и средах обитания живых организмов. |
биосфера, почва, гумус, фильтрация |
|
п.6.1-6.2. |
|
||
51. |
2. |
Круговорот веществ
в биосфере. |
сформировать знания о биогеохимических процессах и роли живых организмов в формировании круговорота биогенных элементов. |
биогеохимический
цикл, биогенные вещества, микроэлементы |
таблица |
п.6.3. |
|
||
52. |
3. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Биосферный уровень». |
систематизировать и обобщить знания об уровнях организации живой природы |
|
|
краткое содержание главы |
|
||
«Основы учения об эволюции» (7 часов). |
|||||||||
53. |
1. |
Развитие
эволюционного учения. |
познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционного учения, раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина
|
изменчивость,
естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за
существование |
|
п.7.1. повт. п.3.11. 3.12. |
|
||
54. |
2. |
Изменчивость
организмов. |
развивать знания об изменчивости организмов и показать значение изменчивости для эволюции. |
генофонд, генотип,
наследственная и ненаследственная изменчивость |
|
п.7.2. повт. п.3.5 3.7. 3.8 |
|
||
55. |
3. |
Борьба за
существование. Естественный отбор. |
сформировать понятие и познакомить учащихся с формами борьбы за существование. Показать роль естественного отбора в эволюции. |
приспособленность,
стабилизирующий и движущий отбор |
видеофильм |
п.7.4,7.5. |
|
||
56. |
4. |
Видообразование.
Экскурсия «Причины многообразия видов в пространстве». |
Сформировать понятие о микроэволюции, дать представление о формах видообразования. |
барьеры,
микроэволюция, полиплоидия |
видеофильм |
п.7.7. |
|
||
57. |
5. |
Макроэволюция. |
Сформировать
понятие о макроэволюции
|
филогенетические
ряды |
|
п.7.8. |
|
||
58. |
6. |
Основные
закономерности эволюции. |
познакомить учащихся с основными типами эвол. изменений и главными линиями эволюции |
параллелизм,
дивергенция, гомология, аналогия, ароморфоз |
|
п.7.9. |
|
||
59. |
7. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Основы учения об эволюции». |
|
идиоадаптация,
дегенерация |
|
повт. осн. положения главы |
|
||
«Возникновение
и развитие жизни на Земле» (5 часов). |
|||||||||
60. |
1. |
Гипотезы
возникновения жизни. |
познакомить учащихся с основными гипотезами возникновения жизни |
креационизм,
панспермия, биохимическая эволюция |
видеофильм |
п.8.1. |
|
||
61. |
2. |
Развитие
представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. |
ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы |
кооцерваты, протобионты |
|
п.8.2,8.3 |
|
||
62. |
3. |
Развитие жизни в
архее, протерозое, палеозое. |
познакомить с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи, раскрыть представления о главных ароморфозах |
эубактерии, архебактерии,
прогенот |
|
п.8.4-8.6 |
|
||
63. |
4. |
Развитие жизни в
мезозое и кайнозое. |
продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей периодов. |
триас, юра, мел,
палеоген, неоген, антропоген, плацентарные |
|
п.8.7. |
|
||
64. |
5. |
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». |
систематизировать и
обобщить знания уч-ся о возникновении и развитии жизни |
|
|
|
|
||
Уроки обобщения
и повторения (4 часа). |
|||||||||
65. |
1. |
Клеточный уровень
организации. |
закрепить полученные знания по теме |
клетка, структура
клетки |
тесты |
повт. гл 2 |
|
||
66. |
2. |
Организм и
окружающая среда. |
закрепить полученные знания по теме |
|
тесты |
повт. гл.3 |
|
||
67. |
3. |
Эволюция
органического мира. |
закрепить полученные знания по теме |
эволюция,
происхождение |
тесты |
повт. гл.7 |
|
||
68. |
4. |
Заключительный
урок. |
подведение итогов года |
|
|
задание на лето |
|
||