УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА   БИОЛОГИИ

 

9 КЛАСС      68 ЧАСОВ   (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

 

 

учебник   А.А. КАМЕНСКИЙ, Е.А. КРИКСУНОВ, В.В. ПАСЕЧНИК

 

 

п/п

урока

Тема урока

Задачи урока

Понятийный аппарат

Оборудование

Домашнее

задание

Дата

проведения

 

«Введение» (3 часа).

 

1.

 

1.

 

Биология – наука о жизни.

 

 

 

обобщить знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого..

 

биология, биофизика, радиобиология, гигиена, микробиология.

 

 

 

 

 

П.1 определе-ния, сообщения

 

2.

 

 

 

 

 

 

2.

Методы исследования в биологии.

 

 

 

 

Сформировать понятия, раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методиками.

эксперимент, наблюдение, закон, теория, гипотеза, факт

 

П.2

составить схему исследова-ния

 

3.

3.

Сущность жизни и свойства живого.

 

 

 

 

раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого. Познакомить с основными свойствами живых организмов.

открытая система, наследственность, изменчивость

 

п.3 стр. 13-14

 

 

Уровни организации живой природы. «Молекулярный уровень» (10 часов).

 

4.

 

 

1.

Уровни организации живой природы, молекулярный уровень: общая характеристика.

познакомить с уровнями организации живой материи, дать характеристику молекулярного уровня, показать роль биомолекул в живом организме.

биополимеры, биомолекулы, мономеры

 

п.1.1.

 

5.

 

 

2.

Углеводы.

Сформировать понятие углевод, познакомить с их строением и функциями.

моно- ди- полисахариды, хитин, гликоген

таблица

п.1.2.

 вопрос 1-3 стр.21

 

6.

 

 

3.

Липиды.

Понятие о липидах, их строении и функциях.

гормоны, регуляция

 

п.1.3.

 

7.

 

 

4.

Состав и строение белков.

сформировать понятие и познакомить с о строением и свойствами белка

белки, аминокислоты, денатурация

таблица

п.1.4.

в. 1-5

стр.27

 

8.

5.

Функции белков.

закрепить знания о строении, познакомиться с функциями. Взаимосвязью строения и функций

 

гормон, фермент

 

п.1.5.

вопросы

 

9.

6.

Нуклеиновые кислоты.

познакомиться со строением, ролью в передаче наследственной информации

 

р-РНК, и-РНК,  т-РНК, нуклеотид, комплиментарность двойная спираль

модель ДНК

п.1.6.

 

10.

7.

 

 

АТФ и другие  органические соединения клетки.

сформировать понятие о строении и функциях АТФ, познакомить с другими органическими соединениями.

 

АТФ, АДФ., макроэргическая связь, витамины

 

п.1.7.

повт. п.1.5.

 

11.

8.

 

Биологические катализаторы

показать роль ферментов в клетке

катализатор, кофермент, активный центр фермента

 

п.1.8.

повт. п.1.4.,1.6.

вопр.1-5

 

12.

9.

 

Вирусы.

познакомиться с вирусами как неклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности.

вирус, капсид

таблица

п.1.9.

вопросы 1-3

стр.39

 

13.

10.

Контрольно-обобщающий  урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы».

 

систематизировать и обобщить знания о молекулярном уровне организации живой материи.

 

таблицы, тесты

стр.40

 

 

«Клеточный уровень организации» (15 часов)

 

 

14.

1.

Основные положения  клеточной теории.

развивать понятие о клеточном уровне организации, клеточной теории и её положениях.

микроскоп, ядро, клеточная теория

проект

п.2.1.

вопрос 1-3

стр.43

 

15.

2.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

 

развивать знания о клетке, цитоплазме, строении и функционировании мембраны.

цитоплазма, мембрана, ядро, фагоцитоз,  пиноцитоз

таблица

п.2.2.

вопрос 1-4

стр.45

 

16.

3.

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

 

 

 

 

сформировать понятие о строении и функциях ядра, ядрышка, познакомиться с  понятием хромосомного набора.

прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышко, гаметы, хромосомы

Микроскоп, микропрпараты

п.2.3.

в. 1-12

стр.49

 

17.

4.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

 

познакомиться со строением и функциями

ЭПС, рибосомы. комплекс Гольджи

таблица

п.2.4.

в.1-6

стр.51

 

18.

5.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

 

познакомить со строением и функционированием органоидов

лизосомы, митохондрии, пластиды, граны

 

п.2.5.

в.1-7

стр.55

 

19.

6.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

 

познакомить с их строением и функциями

цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, включения

 

п.2.6.

повт.2.1.

2.3.

 

20.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Различие в строение клеток прокариот и эукариот. Лаб. работа

«Рассматривание клеток растений и животных под  микроскопом».

познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток

анаэробы, споры

микроскоп, микропрепараты

п.2.7.

 

 

21.

 

8.

 

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

 

 

Сформировать представление о метаболизме, как совокупности реакций обмена веществ, роли метаболизма.

ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, фотосинтез

 

п.2.8.

повт. п.1.7.

 

22.

9.

Энергетический обмен в клетке.

 

 

углубить и расширить знания о метаболизме, значение АТФ как аккумулятора энергии в клетке, особенности трёх этапов энергетического обмена

АТФ, гликолиз, клеточное дыхание, полное кислородное расщепление

 

п.2.9.

 

23.

10.

Типы питания клетки.

 

развить понятие о типах питания клетки, разных группах питания.

автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы

схема

п.2.10

   2.12.

 

24.

11.

Фотосинтез и хемосинтез.

 

углубить знания о автотрофном способе питания, сформировать понятие о световой и темновой фазе фотосинтеза, раскрыть значение фото- и хемосинтеза в биосфере.

фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, серобактерии

таблица

п.2.11.

повт.1.4, 1.6.

 

25.

12.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

 

углубить понятие ассимиляция, путём реализации наследственной информации, способе передачи информации. Роль т-рНК в сборке аминокислот.

 

ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома

 

п.2.13.

(1 часть)

 

26.

13.

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

продолжить формирование понятия «биосинтез белка»

 

 

п.2.13.

 

27.

14.

Деление клетки. Митоз.

 

 

 

 

 

 

 

Развить понятие «Размножение», сформировать понятие о митозе, как универсальном способе сохранения постоянства числа хромосом в клетке.

Митоз, редупликация, хроматида, центромера.

 

п.2.14

 

28.

15.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

 

Систематизировать и обобщить знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы

 

 

таблицы

кр. сод. главы.

 

 

«Организменный уровень организации» (14 часов).

29.

1.

Размножение организмов. Оплодотворение.

 

 

 

Развить понятие о формах и видах размножения, показать их биологическую роль, наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

Почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.

таблицы

п.3.1

 

30.

2.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

 

Сформировать понятие о мейозе, как сособе деления клетки, раскрыть стадии гаметогенеза и оплодотворения.

Гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, коньюгация, зигота, оплодотворение. Направительное тельце, эндосперм

таблица

п.3.2, 3.3.

вопросы

 

31.

3.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

 

Продолжить формирование понятий об онтогенезе, сущность биогенетического закона и его значения для родственных связей организмов.

Онтогенез, бластула, гаструла, дробление, эктодерма. Энтодерма, мезодерма.

таблица

п.3.4.

 

32.

4.

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

 

Ввести основные понятия генетики

Чистая линия. Аллельные гены, гомо- гетерозигота. Доминантные и рецессивные признаки.

 

п. 3.5

вопросы 1-5

 

33.

5.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании.

 

Продолжить формирование представлений о признаках моногибридного скрещивания, раскрыть цитологические основы

Фенотип, генотип

Схема

п.3.5.

 

34.

6.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

 

Познакомить с явлением неполного доминирования, дать представление об анализирующем скрещивании.

Неполное доминирование, фенотип, генотип

таблица

п.3.6.

 

35.

7.

Дигибридное скрещивание.

 

Продолжить изучение генетических закономерностей, показать возможности математического расчёта возможного потомства.

Решётка Пеннета,  ди- полигибридное скрещивание.

 

п.3.7.

 

36.

8.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

 

Дать понятие о группах сцепления и роли перекрёста хромосом, значения генетических карт человека.

Закон Моргана, локус гена, перекрёст.

таблица

п.3.8.

 

37.

9.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

 

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, объяснить некоторые заболевания сцепленные с полом.

 

Аутосомы, половые хромосомы

 

п.3.10

 

38.

10.

Модификационная изменчивость.

Лаб. работа «Изменчивость организмов».

Сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах её проявления, о ненаследственном характере модификаций и её пределах – норме реакции.

 

Изменчивость, модификации, норма реакции

гербарии

п.3.11.

 

39.

11.

 

Мутационная изменчивость.

 

Раскрыть сущность мутационной изменчивости, познакомить с видами мутаций.

Делеция, мутация, дупликация, инверсия, синдром Дауна, мутагены

 

п.3.12.

 

40.

12.

 

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

сформировать представление о селекции как науке, раскрыть значение учения о центрах происхождения, сущность закона гомологических рядов.

селекция, закон гомологических рядов

 

п.3.13ия, закон гомологических рядовроисхождения, сущность закона гомологических рядов.

 

41.

13.

 

 

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

познакомить с основными методами селекции

гибридизация,  биотехнология, гетерозис, чистые линиианизмов.

фильм «Гетерозис»

п.3.14.

 

42

14.

 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»

 

систематизировать и обобщить знания об организменном уровне.

 

 

краткое

содержание

главы

 

 

«Популяционно-видовой уровень» (2 часа).

43.

1.

Вид. Критерии вида. Лаб. работа «Изучение морфологического критерия вида».

 

ввести понятие вида, как единицу живой природы

вид, критерии, ареал

фрагмент критерии вида

п.4.1.

вопросы

 

44.

 

 

2.

Популяции.

сформировать понятие о популяции как структурной единице вида

 

популяция, группа, самовоспроизводство, систематика

 

п.4.2, 4.3

 

«Экосистемный уровень» (5 часов)

45.

1.

Сообщество. Биогеоценоз. Экосистема. Экскурсия «Биоценоз пришкольного участка».

 

продолжить формирование знаний об уровнях организации живого, природных сообществах, их классификации и связи с ландшафтами.

 

биотическое сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера

 

п.5.1.

 

46.

2.

Состав и структура сообщества.

 

развить знания учащихся о особенностях структурной организации сообщества, познакомить с классификацией групп организмов, их ролью в сообществе.

 

продуценты, редуценты, консументы, пищевая цепь, ярусность.

таблица

п.5.2.

 

47.

3.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

сформировать знания о взаимосвязях в экосистемах, пирамидах численности и биомассы организмов.взаимосвязях пищевая цепь, ярусность.ции сообщества, познакомить с классификацией групп о

пирамида численности и биомассы

 

п.5.3.

 

48.

4.

Саморазвитие экосистем.

 

сформировать знания о закономерностях изменений экосистем во времени.

экологическая сукцессия, равновесие, первичная и вторичная сукцессияремени.

таблица

п.5.5.

 

49.

5.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень».

систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях структуры природного сообщества, о закономерностях изменения экосистем.

 

 

краткое содержание главы

 

«Биосферный уровень организации» (3 часа).

 

50.

1.

Биосфера. Среда жизни.

Развить знания учащихся о биосфере и средах обитания живых организмов.

биосфера, почва, гумус, фильтрация

 

п.6.1-6.2.

 

51.

2.

 

 

Круговорот веществ в биосфере.

сформировать знания о биогеохимических процессах и роли живых организмов в формировании круговорота биогенных элементов.

биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы

таблица

п.6.3.

 

52.

3.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень».

систематизировать и обобщить знания об уровнях организации живой природы

 

 

краткое

содержание

главы

 

«Основы учения об эволюции» (7 часов).

 

 

53.

1.

Развитие эволюционного учения.

познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционного учения, раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

.5.1.еское сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфераго, природных сообществах, их классификации и связи с ландшафтами.

изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование

 

п.7.1.

повт.

п.3.11.

3.12.

 

54.

 

2.

Изменчивость организмов.

развивать знания об изменчивости организмов и показать  значение изменчивости для эволюции.

генофонд, генотип, наследственная и ненаследственная изменчивость

 

п.7.2.

повт.

п.3.5

3.7.

3.8

 

55.

 

3.

Борьба за существование. Естественный отбор.

сформировать понятие и познакомить учащихся с формами борьбы за существование. Показать роль естественного отбора в эволюции.

приспособленность, стабилизирующий и движущий отбор

видеофильм

п.7.4,7.5.

 

56.

 

4.

Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в пространстве».

 

Сформировать понятие о микроэволюции, дать представление о формах видообразования.

барьеры, микроэволюция, полиплоидия

видеофильм

п.7.7.

 

57.

5.

Макроэволюция.

Сформировать понятие о макроэволюции

 

филогенетические ряды

 

п.7.8.

 

58.

 

6.

Основные закономерности эволюции.

познакомить учащихся с основными типами эвол. изменений и главными линиями эволюции

параллелизм, дивергенция, гомология, аналогия, ароморфоз

 

п.7.9.

 

59.

 

7.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции».

 

 

идиоадаптация, дегенерация

 

повт. осн.

положения

главы

 

 

«Возникновение и развитие жизни на Земле» (5 часов).

 

60.

 

 

1.

Гипотезы возникновения жизни.

познакомить учащихся с основными гипотезами возникновения жизни

креационизм, панспермия, биохимическая эволюция

видеофильм

п.8.1.

 

61.

 

2.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы

кооцерваты, протобионты

 

п.8.2,8.3

 

62.

 

3.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое.

познакомить с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи, раскрыть представления о главных ароморфозах

эубактерии, архебактерии, прогенот

 

п.8.4-8.6

 

63.

 

 

4.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа  особенностей периодов.

триас, юра, мел, палеоген, неоген, антропоген, плацентарные

 

п.8.7.

 

64.

 

5.

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

 

 

систематизировать и обобщить знания уч-ся о возникновении и развитии жизни

 

 

 

 

Уроки обобщения и повторения (4 часа).

 

 

65.

 

 

1.

Клеточный уровень организации.

закрепить полученные знания по теме

клетка, структура клетки

тесты

повт. гл 2

 

66.

2.

Организм и окружающая среда.

закрепить полученные знания по теме

 

тесты

повт. гл.3

 

67.

3.

Эволюция органического мира.

 

 

закрепить полученные знания по теме

эволюция, происхождение

тесты

повт. гл.7

 

68.

4.

Заключительный урок.

подведение итогов года

 

 

задание на лето

 

 

Hosted by uCoz